Федеральный государственный образовательный стандарт установил определенные требования к
личностным, метапредметным и предметным результатам усвоения программы
начального образования посредством формирования универсальных учебных действий
и умений учиться в целом (слайд 2,3).
Не буду подробно останавливаться на каждом из
этих требований. Хочу лишь обратить ваше внимание на то, что в первую очередь
предъявляются требования к личностным результатам, включающим в себя готовность и способность
обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию.
Поэтому среди основных задач, стоящих перед
школой на данный момент наиболее важной и сложной является задача формирования
у обучающихся положительной устойчивой мотивации к процессу обучения. Такой
мотивации, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе.
Ведь очевидно, что без такой мотивации деятельность обучающихся в
учебно-воспитательном процессе будет неэффективной.
Когда ребенок впервые приходит в 1 класс, то в
его мотивационной сфере, отсутствуют еще мотивы, направляющие его деятельность
на усвоение новых знаний, на овладение общими способами действий, на
научно-теоретическое осмысление наблюдаемых явлений.
Ведущие мотивы в этот период школьного детства
связаны с желанием ребенка занять общественно значимую и общественно
оцениваемую позицию. Однако такая мотивация, определяемая главным образом новой
социальной позицией ребенка, не может поддерживать интерес к процессу обучения,
постепенно теряет свое значение. В этот период угасает желание учиться, и даже
общее положительное отношение к школе. Он к ней привык.
Но если у ребенка в начальный период обучения
развивается интерес к самому содержанию обучения, к способам добывания знаний,
т.е. формируется учебно-познавательный мотив, то снижения мотивации к процессу
обучения можно избежать.
Поэтому процесс формирования мотивационной сферы
деятельности обучающихся должен протекать не стихийно, а под управлением школы,
в частности учителя.
Авторскому коллективу Ассоциации «Школа 2000..»
удалось построить педагогический инструмент – технологию деятельностного метода
обучения (ТДН), создающую условия для выполнения каждым учеником в ходе уроков
по разным учебным предметам всего комплекса УУД.
Благодаря этому технология деятельностного
метода вошла в практику работы учителей начальных классов нашей школы и помогла
нам ощутить эффективность образовательных идей для развития личностного
потенциала наших учеников и развития нас самих.
В соответствии с технологией деятельностного
метода были внесены изменения в первую очередь в структуру урока.
Например, рассмотрим структуру урока по
технологии деятельностного метода, на котором вводится новый учебный материал
(слайд 4).
1)
Мотивация (самоопределение) к учебной
деятельности
2)
Актуализация и фиксирование индивидуального
затруднения в пробном действии
3)
Выявление места и причины затруднения
4)
Построение проекта выхода из затруднения
5)
Реализация построенного проекта
6)
Первичное закрепление с проговариванием во
внешней речи
7)
Самостоятельная работа с самопроверкой по
эталону
8)
Включение в систему знаний и повторение
9)
Рефлекция учебной деятельности
Как мы видим, первый этап урока – мотивация
(самоопределение) к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход ученика из
жизнедеятельности в пространство учебной
деятельности. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к
деятельности на уроке, а именно: (слайд 5)
1)
Актуализируются требования к ученику со стороны
учебной деятельности («надо»);
2)
Устанавливаются тематические рамки («могу»);
3)
Создаются условия для возникновения у ученика
внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);
Несмотря на малую продолжительность данного
этапа (1-2 минуты), его правильное поведение имеет очень важное значение, так
как мотивация является необходимым условием вхождения в деятельность. Поэтому
остановимся на нем более подробно.
Процесс мотивации субъектом деятельности
(ученика) состоит в понимании и принятии им на личностно значимом уровне
предъявляемых к нему требований («надо» - «могу» - «хочу»).
Организация понимания («надо») состоит в том,
что обучающиеся актуализируют представления о принятых в классе на данном этапе
обучения требования к ним как ученикам (например, правила коммуникации, к
поведению на уроке, то есть к тому, как они будут «учиться»). Поэтому начало
урока должно включать в себя повторение правил организации учебного процесса.
Здесь же выделяются содержательные рамки
(«могу»), но только в том случае, если в начале урока была актуализация знаний
обучающихся, необходимых для решения конкретных задач данного урока.
Надо отметить, что в начальных классах работа по
мотивированию детей к учебной деятельности создает лишь предпосылки для
формирования способностей к самоопределению в учебной деятельности, так как
самоопределение предполагает наличие у ученика уже отрефлексированной ее нормы.
Очевидно, что это возможно лишь на старших ступенях обучения при продолжении
систематической работы в данном исправлении.
Большую роль в формировании мотивации учения
играют различные формы коллективной деятельности на уроке. Ее выбор зависит от
возраста учащихся, от особенностей класса и учителя (слайд 6).
Опыт показывает, что использование групповых
форм обучения позволяет вовлечь в работу ребят, поскольку попав в группу
одноклассников, которые коллективно выполняют задание, ученик, как правило, не
может отказаться выполнять свою часть работы, внося лепту в общее дело.
Такая организация учебной деятельности на уроке
не только создает благоприятные условия для усвоения знаний, но и формирует
учебно-познавательные мотивы.
Так же влияют на формирование мотивации –
применение учителями на уроках ИКТ (слайд7) (таких как интерактивная доска,
мультимедийный проектор, персональные компьютеры учеников и учителя);
использование программного обеспечения (например, «Кирилл и Мефодий»,
«Занимательная математика», «Фантазеры», «Лингвистика» и т.д.), а так же
демонстрационный материал, лабораторное оборудование, различные таблицы и
плакаты.
Еще один источник формирования мотивации лежит в
отношениях учителя с учащимися. Основное направление деятельности учителя в
данном случае заключается в создании атмосферы эмоционального комфорта в
процессе учения, обеспечении доброжелательных отношений в коллективе, в
проявлении по отношению к учащимся педагогического оптимизма, который
заключается в том, что учитель ожидает от каждого ученика высоких результатов,
возлагает на учащихся надежды и верит в их способности. Но проявляя доверие к
силам и возможностям учащихся, в тоже время показывает недостатки в развитии
личности, а не только его достижения. И, конечно, учитель сам должен быть
личностью с ярко выраженным интересом к своей деятельности, любви к
педагогической профессии, тогда он может воздействовать на своих учеников и
собственным примером.
В своей деятельностью учителю начальных классов
нужно не только учитывать основные пути формирования мотивации учения, но и
активно использовать различные приемы и методы стимулирования обучающихся.
Условно их можно разделить на четыре группы: (слайд 8)
1)
Эмоциональные
(создание ситуации успеха, поощрение и порицание, создание ярких
наглядно-образных представлений, стимулирующее оценивание);
2)
Познавательные (опора
на жизненный опыт, свободный выбор заданий, поиск альтернативных решений,
выполнение творческих заданий, предъявление заданий «на смекалку», создание
проблемных ситуаций)
3)
Волевые
(познавательные затруднения, предъявление учебных требований, самооценка своей
деятельности и коррекция, информирование об обязательных результатах обучения,
рефлексия поведения)
4)
Социальные
(создание ситуаций взаимопомощи, сотрудничества, взаимопроверка)
Итак(слайд9),
путей формирования положительной мотивации учебной деятельности несколько. И
для становления мотивации важно использовать не один путь, а все пути в
определенной системе, потому что ни один из них не может играть решающей роли
для всех учащихся. То, что для одного ученика является решающим, для другого
может им не быть. А в комплексе все пути достаточно эффективное средство
формирования мотивации учения у школьников.
|